Поэтическое наследие сквозь время: в КГУ "ОШ №189" провели городской семинар к 90-летию Қадыр Мырза Әли

«Қадыр Мырза Әлидің әдеби мұрасы: шығармашылық пен шабыттың сарқылмас қайнар көзі» атты қалалық семинар
28 февраля 2025 года в стенах детской библиотеки имени И. Крылова города Алматы прошёл городской семинар для молодых директоров школ, организованный общеобразовательной школой №189 при поддержке Городского научно-методического центра новых технологий в образовании. Семинар был посвящён 90-летию выдающегося казахстанского поэта, писателя и переводчика — Қадыр Мырза Әли. Тема встречи — «Литературное наследие Қадыр Мырза Әли — неиссякаемый источник творчества и вдохновения» — объединила педагогов, учащихся и представителей сферы образования в стремлении осмыслить вклад поэта в национальную культуру и образовательную практику.
С приветственным словом к участникам обратилась руководитель районного отдела образования Бостандыкского района Қасымбек Айгүл Жұмабекқызы, отметив важность таких встреч как платформы для педагогического обмена опытом и значимость изучения литературного наследия выдающихся личностей в формировании культурных и духовных ценностей подрастающего поколения.
Особое внимание на семинаре было уделено межпредметной интеграции и инновационным формам преподавания. Педагоги школы №189 представили авторские разработки интегрированных уроков, в которых творчество Қадыр Мырза Әли служит основой для формирования ключевых компетенций учащихся.
Семинар открылся демонстрацией фрагмента интегрированного урока на тему «Литературное наследие Қадыр Мырза Әли — неиссякаемый источник творчества и вдохновения». Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Жапашева Шинар Кошкинбаевна и учитель казахского языка и литературы Тұрысбекова Шәмшат Жұмабекқызы акцентировали внимание на важности включения творчества поэта в образовательный процесс, как мощного инструмента для развития речевых и аналитических навыков учащихся.
Учитель русского языка и литературы Имранзиева Гульбустан Азатовна представила собственный фрагмент интегрированного урока под заголовком «Выдающиеся личности в литературе Казахстана Қадыр Мырза Әли». В ходе выступления педагог раскрыла методы работы с несплошным текстом и подчеркнула воспитательную функцию урока: формирование уважения к культуре, традициям и истории казахского народа. Особый акцент был сделан на направлении «Біртұтас тәрбие» — единой воспитательной системе, направленной на развитие у школьников патриотизма, языковой грамотности и национального самосознания. В свою очередь, Касымбаева Аида Сейдахметовна выступила с докладом «Семантические и ситуативные особенности перевода Қадыр Мырза Әли», где уделила внимание переводческой деятельности писателя. Особое место заняло обсуждение перевода лирики Сергея Есенина на казахский язык, выполненного Мырза Әли. Педагог отметила мастерство поэта в передаче глубины образов, сохранении авторского стиля и целостности оригинала, а также высокую лингвистическую точность его адаптаций.
Вот улучшенный вариант этого абзаца с более плавной структурой и акцентом на художественную ценность выставки:
Ярким примером успешной интеграции литературы и изобразительного искусства стала художественная выставка, подготовленная учащимися школы. Экспозиция включала работы в различных жанрах — пейзаж, портрет, натюрморт, маринизм и анимализм, выполненные в техниках акварели и фелтинга. Особый интерес у гостей вызвал портрет Қадыр Мырза Әли, искусно выполненный в технике сухого валяния шерсти — оригинальное и редкое художественное решение, подчеркивающее уважение к образу великого поэта. Курирование выставки осуществляли заместитель директора по учебно-методической работе Искалиева Шолпан Сериковна, учитель художественного труда Джурумбаева Карлыгаш Рахимжановна, а также учителя казахского языка и литературы Даулбаева Жамиля Арыновна и Касиева Айнур Жумажановна, чьи усилия обеспечили высокий художественный и воспитательный уровень представленной экспозиции.
Педагоги точных наук также продемонстрировали, как можно эффективно применять STEAM-методы, используя творчество поэта. Учителя химии, физики и географии — Сарсекеева Инкар Сериковна, Жаксибаева Гульнар Лепесовна и Хазирова Мөлдір Жангелдіқызы — представили совместное выступление, в котором стихотворения Қадыр Мырза Әли были органично интегрированы в научные темы. Например, стихотворение «Табиғат тазалығы» послужило основой для экологического анализа, а «Периодическая таблица» стало отправной точкой для изучения химических элементов. Такой подход не только обогатил знания учащихся, но и способствовал углублению межпредметных связей, позволяя увидеть науку через призму поэтического восприятия и укрепить интерес к естественнонаучным дисциплинам.
Вклад в работу семинара внесли и педагоги иностранных языков. Учителя английского языка Немцова Оксана Павловна и Жұпарбек Тоғжан Ерманқызы представили содержательную презентацию на тему «Мудрость слов: афоризмы Қадыр Мырза Әли». Особенностью их выступления стала удачная межпредметная интеграция: они органично связали казахскую литературу, английский язык и воспитательную работу через проведение классного часа. Педагоги подчеркнули, что афоризмы поэта, насыщенные философским смыслом и национальными ценностями, могут быть эффективно использованы на уроках английского языка как учебный и воспитательный материал. Такой подход не только развивает языковую и коммуникативную компетенцию учащихся, но и способствует формированию морально-нравственных ориентиров, расширяет кругозор и укрепляет уважение к культурному наследию Казахстана.

Учитель начальных классов Тунгатарова Айгуль Хамитовна продемонстрировала эффективный подход к интеграции детских стихотворений Қадыр Мырза Әли в уроки литературного чтения и занимательной математики. Использование поэтических текстов в учебном процессе помогает не только глубже осваивать учебный материал, но и стимулирует развитие логического мышления, образного восприятия и языковой интуиции у младших школьников. Благодаря такому методу дети легче усваивают сложные понятия, а уроки становятся более живыми, интересными и запоминающимися.
Одним из ярких эпизодов мероприятия стала театральная постановка «Аралым» в формате театра теней, подготовленная под руководством учителей биологии Алиевой Элминой Жаладдинқызы и химии Сарсекеевой Инкар Сериковны. Эта сценка позволила участникам глубже понять экологические и социальные мотивы, отражённые в творчестве поэта, а также продемонстрировала, как литературные произведения могут быть интегрированы в уроки биологии. Такое сочетание науки и искусства укрепляет у школьников осознание важности экологических проблем и способствует развитию более глубокого понимания взаимоотношений человека и природы.
Завершающим аккордом семинара стал телемост, проведённый через платформу ZOOM, с директором Западно-Казахстанского центра культуры и искусства имени Қадыр Мырза Әли — Сериком Әнуарұлы Тоқмамбетовым. В рамках онлайн-встречи участники имели возможность обсудить творческий путь великого поэта, задать интересующие вопросы, а также обменяться актуальными идеями по внедрению его богатейшего литературного наследия в образовательную практику казахстанских школ.

С заключительным словом выступила директор школы №189 Ажагулова Самал Сериковна. Она поблагодарила всех участников и гостей за активное участие, подчеркнула высокий уровень подготовки семинара и выразила глубокую признательность педагогическому коллективу за неоценимый вклад в развитие образовательного процесса. Особо было отмечено, что всё мероприятие прошло исключительно на государственном языке, что подчёркивает его воспитательную значимость и способствует укреплению языковой культуры среди учащихся.
В ходе семинара была проделана колоссальная работа по обобщению передового педагогического опыта. Прозвучавшие доклады, открытые уроки, творческие презентации и междисциплинарные подходы стали убедительным доказательством того, что литературное наследие Қадыр Мырза Әли является мощным образовательным ресурсом, способным интегрироваться в различные школьные дисциплины. От гуманитарных до естественнонаучных предметов — творчество поэта стало вдохновляющим мостом между литературой и современными образовательными технологиями.
Педагоги продемонстрировали, как художественное слово может стать инструментом формирования ключевых компетенций: критического мышления, эстетического вкуса, гражданской позиции, научной любознательности и креативности. Семинар стал настоящей платформой профессионального роста, обмена опытом, идей и методик, открывающих новые горизонты для преподавания литературы и воспитания духовно богатой, думающей личности.
Проведённое мероприятие подтвердило, что только через глубокое понимание собственной культуры и языка, через бережное отношение к наследию выдающихся личностей возможно воспитание по-настоящему гармоничной и интеллектуально развитой личности. Литературное наследие Қадыр Мырза Әли не просто вдохновляет — оно формирует будущее Казахстана через сознание подрастающего поколения.

